Анатолий Горкин: Наша политика реализуется через инструменты нормотворчества
Анатолий Горкин: Наша политика реализуется через инструменты нормотворчества
23.05.2018

Анатолий Горкин: Наша политика реализуется через инструменты нормотворчества

Мероприятие, в ходе которого с калининградскими предпринимателями обсуждались вопросы трансфертного ценообразования и выявления необоснованной налоговой выгоды, организовал учебный центр группы «Интерфакс» совместно с проектом «АСТРА» при поддержке правительства Калининградской области и регионального управления Федеральной налоговой службы.

Открыл заседание заместитель министра финансов Калининградской области Анатолий Горкин. Он рассказал об аспектах региональной налоговой политики и основных нововведениях бюджетного цикла 2015-2017 годов. Замминистра отметил, что основную работу по анализу и администрированию региональных налогов выполняют специалисты регионального управления ФНС.

«Наша политика реализуется через инструменты нормотворчества. За последние три года было принято очень много нормативных правовых актов. И эта тенденция – передавать определенные регулятивные решения субъектам – четко прослеживается на федеральном уровне. Те нормы, которые раньше устанавливались и фиксировались на уровне налогового кодекса, теперь могут приниматься каждым субъектом РФ самостоятельно. Это правильно и справедливо, так как субъекты различаются и по экономическому развитию, и по уровню налогового потенциала, и по тенденциям в области формирования бюджета по основным доходным источникам», – сказал Анатолий Горкин.

По его словам, наиболее значимыми решениями в предыдущем бюджетном цикле стали: переход на новую налоговую базу на основе кадастровой стоимости в отношении налога на имущество организаций и физических лиц, введение «налоговых каникул» и пониженных ставок по упрощенной системе налогообложения для определенных видов деятельности. Анатолий Горкин подчеркнул, что в следующем бюджетном цикле минфину предстоит тщательно проанализировать эффективность всех налоговых льгот и изменения ставок и планировать дальнейшие нормативные решения уже на основе концепции налоговых расходов, которую предлагает Министерство финансов РФ. В соответствии с данной концепцией любое понижение налоговых ставок и предоставление льгот рассматривается в тесной связи с реализацией государственных программ и с показателями, которые должны быть достигнуты.

Начальник отдела камерального контроля УФНС по Калининградской области Марина Ночкина напомнила участникам круглого стола, что налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (контролируемыми сделками) был введен Налоговым кодексом РФ с 2011 года. Она сообщила, что представлять уведомления о совершенных контролируемых сделках за предыдущий год предприниматели обязаны не позднее 20 мая. По словам Марины Ночкиной, не все юридические лица ответственно относятся к этой обязанности.

«Мы выявляем сделки, которые вы не заявляете. Если в 2015 году мы сформировали только три извещения о неконтролируемых сделках, то уже в 2017 году их было десять. Также за три года нами вынесено 71 решение по нарушению сроков предоставления уведомлений на сумму около 350 тысяч рублей. В связи с тем, что достаточно много неверно составленных уведомлений, рекомендуем при заполнении, если возникают какие-либо вопросы, обращаться в налоговый орган, либо звонить в управление. Мы поможем избежать ошибок и несоответствий», – отметила Марина Ночкина.

Директор по развитию бизнеса службы финансовой и экономической информации группы «Интерфакс» Артем Перегудов подробно рассказал предпринимателям о ключевых нововведениях, касающихся налогового контроля в сделках с взаимозависимыми лицами.

Речь шла о попытках увеличить пороги контролируемых сделок, возможности создать трехстороннее соглашение с участием иностранного налогового органа, уточнить определение взаимозависимых лиц, убрав формулировку «прямое участие», соответственно расширив количество взаимозависимых лиц.

«Мелкие сделки выводятся из-под контроля центрального аппарата, больше сделок передается в зону ответственности территориального органа, усиливается контроль над неконтролируемыми сделками и над финансовыми сделками. Увеличивается количество критериев, количество взаимозависимых лиц. Хорошо это или плохо? Просчитать последствия крайне сложно, потому что мы с одной стороны как бы уменьшаем, а с другой – увеличиваем. К чему это приведет – предугадать невозможно. По внутрироссийским сделкам налоговый риск по контролируемым сделкам – это только сумма пени, а по не контролируемым – и пеня, и штраф, и налог. Получается, что передача большей части контроля увеличит сумму налоговых рисков. Такое может быть. Плюс – управление сложнее», – подчеркнул Артем Перегудов.

Участникам круглого стола была представлена автоматизированная система, которая позволяет обосновать цены сделок на предмет соответствия рынку, эффективно управлять налоговыми рисками, оценивая благонадежность партнеров.